«Мыльный пузырь» денежных переводов из России
Как известно, после начала "специальной военной операции" (СВО) России в Украине, в Армению хлынул многотысячный поток мигрантов – в основном из той же России. Помимо бегства от тягот войны, причинами стали новые, более жесткие санкции стран Запада в отношении нашего северного соседа.
Прибывших условно можно разделить на две группы – представителей информационных технологий (которые в массе своей особо не задержались в нашей стране, а перекочевали в другие государства) и бизнесменов, развернувших здесь крупные операции по экспорту и импорту. Этот бизнес, естественно, требовал немалых денежных средств, масштабный приток которых был оперативно налажен (и успешно продолжается до сих пор). В результате этих действий сумма денежных переводов из России, физическим лицам в Армении (далее по тексту – «переводы»), в кратных размерах возросла.
Напомним, что до начала СВО, годовые сдвиги в притоке переводов были не столь значительными. Но, затем, сумма переводов из России, со «скромных» $0,87 млрд. подскочила до рекордных $3,95 млрд. (см. график 1).
ГРАФИК 1
Во многом благодаря «вкладу» России, общий показатель денежных переводов в Армению увеличился с $1,84 млрд., до $5,70 млрд. (или же в 3,1 раза). Опережающие темпы роста притока денег из России привели к соответствующим структурным сдвигам. В 2021 году доля России в притоке денежных переводов в Армению составляла 41%. В последующие два года этот показатель уже вплотную приблизился к отметке в 70%. Хотя по итогам десяти месяцев текущего года доля России несколько снизилась, она все же сохранила лидирующее место в этой сфере (см. график 2).
ГРАФИК 2
Существенные изменения произошли и в структуре переводов по видам валют. Так, в 2021 году в притоке денег в Армению доминировал доллар США, и лишь затем следовал российский рубль (см. график 3).
ГРАФИК 3
Доллар США, как мировая валюта, широко используется при международных денежных переводах во многих странах. Поэтому значительная часть «долларовых» переводов в Армению приходится не на самих США, а на другие страны. К примеру, в прошлом году на США пришлись лишь 38% от общей суммы переводов в долларах. Иное дело с российским рублем. Как можно предположить, «рублевые» переводы в Армению полностью (или в подавляющем большинстве) приходятся на саму Россию.
Картина с валютами кардинально изменилась после наплыва мигрантов из России – доля российского рубля в притоке переводов достигла 57%, а доллара США - сократилась до 27% (см. график 4).
ГРАФИК 4
В 2023 году было переведено российских рублей на сумму почти $3,3 млрд. в эквиваленте. В целом же, как указывалось выше, общий приток денег (то есть российских рублей, долларов США и евро) в указанном году достиг рекордной величины $5,70 млрд.
Укажем, что весь внешнеторговый оборот Армении в 2021 году, то есть до указанных событий, составлял около $8,4 млрд. Ну, а после прибытия отмеченных мигрантов из России, этот показатель возрос, как снежный ком (см. график 5).
ГРАФИК 5
За последние годы несколько улучшилась структура внешнеторгового оборота. В частности, за 2021-2023 годы возросла доля экспорта – с 36,0% до 40,1%. Понятно, что данный факт в основном также связан с деятельностью российских коммерсантов, обеспечивающих через экспорт товаров из Армении, параллельный импорт в Россию. Даже без расчетов, чисто визуально, можно определить на нижеследующем графике часть «фиктивного» экспорта Армении. Достаточно сравнить показатели до 2022 года и после.
ГРАФИК 6
В какой-то мере эти внешнеторговые операции приносят пользу. Скажем, экспортеры-импортеры платят соответствующие налоги в наш госбюджет, возросший объем внешнеторгового оборота стимулирует расширение и развитие инфраструктуры отрасли, и т.д. и т.п. Помимо этого, пребывание в Армении тысяч мигрантов, многие из которых имеют неплохой личный доход, положительно сказывается на розничной торговле, а также на ряде отраслей сферы услуг (таких, например, как транспорт, гостиницы, общественное питание, внутриреспубликанский туризм, и так далее).
Однако имеются и негативные (или близкие к этому) последствия. Подавляющая часть внешнеторговых операций, осуществляемых приезжими российскими бизнесменами, с нашей экономикой практически не связана, и практически пользы для стимулирования и развития отечественного производства товаров не приносит. Проживание на более или менее постоянной основе множества мигрантов из России, как и следовало ожидать, привело к резкому росту арендной платы. Тем самым, заметно ухудшились возможности для нуждающихся в аренде жилья наших граждан, а также тысяч беженцев из Арцаха.
Понятно, что кратный рост оборота внешней торговли приводит к серьезным нагрузкам на инфраструктуру этой сферы экономики. К примеру, в отдельных странах СНГ, которые также приняли многочисленных мигрантов-бизнесменов из России, уже жалуются на нехватку товарных складов. Ясно, что одними лишь складами, проблемы с внешнеторговой деятельностью мигрантов далеко не ограничиваются.
Прибытие россиян привело к кратному росту суммы переводов в рублях. В 2023 году в Армению было переведено российских рублей на сумму почти в $3,3 млрд. в эквиваленте, а выведено из нашей страны, посредством переводов, значительно меньше – около $0,6 млрд. Очевидно, что резкий рост притока российских рублей увеличил их нагрузку на валютный рынок Армении. К примеру, в сентябре 2021 года через обменные пункты «прошло» 2,4 млрд. российских рублей, а в аналогичном месяце текущего года – уже в 6,2 раза больше – 14,8 млрд. рублей.
Все в курсе, что доллар, а также евро, обладают гораздо большей ликвидностью, нежели рубль. Между тем обмен рубля на указанные мировые валюты стал еще более убыточным – в отдельные дни декабря официальный курс доллара США в России превышал психологическую отметку в 100 рублей (см. график 7).
ГРАФИК 7
Каковы тенденции в этой сфере в текущем году? В отчетном январе-октябре общая сумма денежных переводов в Армению, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, «слегка» сократилась – на $304 млн. (или же на 6,3%). Основной причиной стал спад в притоке переводов из России - на $472 млн. (или на 14,0%). Этот «минус» был частично скомпенсирован ростом переводов из остальных стран – на $168 млн. (или на 11,8%). Заметим, что сокращение суммы переводов из России не связано с каким-то фундаментальным фактором. Просто в феврале базисного года сумма переводов была необычно высокой, что и сказалось на годовом показателе (см. график 8).
ГРАФИК 8
Надеяться на то, что эта «идиллия», с «мыльным пузырем» во внешней торговле и в притоке денежных переводов, будет продолжаться вечно, особо не приходится. Все в курсе, что с 20 января будущего года к власти в США придет президент республиканец, обещавший в кратчайшие сроки положить конец войне в Украине. Если ему удастся выполнить свое обещание (на которые он не скупится), то с России будет снята часть санкций. Возможно, будут сняты и те ограничения, из-за которых представители информационных технологий и экспортеры-импортеры покинули Россию, в поисках беспрепятственной работы в своих сферах.